Этапы и инструменты личностного самоопределения школьников

Содержание
Вебинар | Экспертно-консультационный центр Навигатум
Формат: вебинар.
Уровень: вводный.
Анонс: на вебинаре рассматриваются этапы самоопределения и разбираются задачи и инструменты сопровождения процессов самоопределения.
Дата и время: 18 июля 2024 г. в 18:00 по московскому времени.
Стоимость:
Ссылка для регистрации:
записаться на 18 июля.

 

Краткое описание

Вебинар раскрывает основные вопросы по самоопределению подростков. В первую очередь личностное самоопределение – это понимание себя, своих ценностей и убеждений, своих смыслов и мотивов, своих сильных и слабых сторон, и т.д. Важно учитывать, что это понимание не формируется одномоментно. В процессе самопознания есть важные этапы, некоторые из которых требуют времени, а некоторые весьма болезненные. Осознанный выбор своей будущей профессии (сделанный на основании понимания своих способностей и особенностей, которые помогут реализовать свои ценности и смыслы) возможен только после прохождения процесса личностного самоопределения.

Расширенное описание

Личностное самоопределение (ЛСО) – ядро и ключевая методика системной профориентации. Она продолжает работы выдающихся ученых в области психологии и педагогики – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Г.В. Резапкиной. Она же — является продолжением здравого смысла, в которой постижение мира начинается с постижения самого себя (Nosce te ipsum).

ЛСО – в первую очередь это понимание и принятие себя, осознание своих ценностей и убеждений, смыслов и мотивов, понимание своих сильных и слабых сторон, и т.д. Без прохождения этапов личностного самоопределения не может сложиться самоопределение профессиональное. Пропущенный в подростковом возрасте процесс ЛСО часто отражается в так называемом кризисе среднего возраста, когда острее ощущается непонимание себя, потеря восприятия своей личности, невозможность определения смысла своей жизненной деятельности.

Прохождение этапов личностного самоопределения имеет ряд сложностей.

  1. Большинству подростков (и взрослым) тяжело осознавать правду о себе, болезненно отказываться от защитных иллюзий. Требуются силы и время, чтобы признать реальную картину и поддерживать мотивацию для работы над своим развитием.
  2. Неадекватное самовосприятие, когда самооценка может быть завышена (человек преувеличивает свои таланты и способности) или занижена (человек сужает круг своих возможностей).
  3. Ошибочная уверенность в полноте своих представлений о себе. Обычно складывается из-за того, что подростки не знают, а какие вообще знания о себе могут быть. «Узкая» и «ригидная» картина мира только усиливают эту проблему.

Именно поэтому так важна роль наставника (педагога / психолога / профориентолога / родителя и др.), сопровождающего подростка на пути личностного самоопределения.

Этапы личностного самоопределения охватывают период с 10 до 18+ лет. Кульминация процесса приходится на возраст в 14 лет. Но, во-первых, возрастные периоды даны условно. Т.к. познание себя – индивидуальный процесс и у всех проходит по-разному. Во-вторых, основа личности закладывается в детском бессознательном возрасте (когда в процессе воспитания формируются ценностные установки). А впоследствии она лишь выходит на осознаваемый уровень. Следует также понимать, что само по себе самоопределение продолжается всю нашу жизнь. Но ключевой этап личностного самоопределения начинается именно в подростковом возрасте. И его пропуск или неполноценное «прохождение» крайне негативно влияют на всю дальнейшую жизнь человека.

Описание этапов сопровождения ЛСО:

В 10-12 лет (этап пропедевтики самоопределения) ученикам предоставляются основные знания о самом себе (какими могут быть эти знания), демонстрируется возможность понимания себя (что это достижимо), проводится обучение навыкам самоанализа. Умение быть внимательным к своим мыслям и состоянию – важное условие для прохождения ЛСО. Оказывается помощь в построении и расширении представлений о мире, что является важным для общего развития и правильного самопонимания. Обеспечивается знакомство с разнообразными занятиями, чтобы, прислушиваясь к себе, подросток мог обнаружить свои интересы и способности.

В 12-14 лет у подростков начинается активный процесс самопознания, который постепенно приводит к желанию узнавать о себе всё больше. При наличии занятий, соответствующих интересам и способностям, подростку легче принять себя. Потому что он не начинает с нуля, в отличие от сверстников, которые впервые анализируют себя.

В возрасте 14-16 лет происходит принятие себя, продолжение самопознания, начало экспериментов и осознанных изменений. Также в этот период задаются сложные вопросы, на которые нужно честно отвечать самому себе. В этом возрасте любые поступки оцениваются с точки зрения их восприятия другими сверстниками. Также это период, когда подросток наедине и в социуме — это две очень разные личности.

В возрасте 16-18+ наступает «время свободы», время честных вопросов и выбора. Необходимо стремиться помогать задавать и отвечать на эти вопросы, расширяя разнообразие тем. Важно, чтобы в этот период была сформирована привычка честного и глубокого самоанализа.

У каждого возрастного этапа есть внутренние под этапы. Чаще всего проходящие по циклу: «я это (и так всё) знаю – (оказывается, ) я это не знаю – я это не принимаю (отрицаю) – принимаю, пробую – иду вперед!». И на этапе «отрицания» помощь в сопровождении подростка необходима на каждой возрастной ступеньке.

Инструменты сопровождения личностного самоопределения помогают инициировать размышления о самом себе, о своем отношении к поднятой теме. Показывают многообразие возможных представлений о личности и о мире. Также они помогают преодолевать стадию «отрицания», ускоряют стадию «принятия» и выводят на «развитие».

Практические инструменты

Платформа самоопределения для подростков Iz-i.ru – в данный момент времени состоит из набора бесплатных мини-игр, помогающих в самооценке, самоанализе и самопознании. Предполагается запуск полноценной платформы со встроенной методикой «векторной диагностики».

Дневник самоопределения (скетчбук) «Я» – помогает подростку задаться важными вопросами для того, чтобы лучше понять самого себя. В Дневнике используется принцип «активизирующего инструмента». Не так важно, насколько тщательно школьник заполнит Дневник – важно, чтобы он увидел сами вопросы и задумался над возможными ответами.

Комплекс диагностических тестов «Грани личности» – основан на одноименной методике Галины Владимировны Резапкиной. Содержит набор тестов, разделенных на 4 грани личности: профессиональные интересы и склонности, личностные особенности, особенности мышления и направленность личности.

Притчи «Псифора» – инструмент личностного самоопределения, позволяющий найти свою мотивацию на учебу, рост профессиональных навыков и компетенций. Притчи также помогают разобраться в важных профориентационных темах.

Тест «Профитип» – профориентационный тест на определение склонности к типу профессии (человек-знак, человек-техника и т.д.), содержит отдельные задания для девушек и юношей, все вопросы иллюстрированы и составлены максимально понятно для подростков.

Фильм-видеоурок «Как и какую профессию выбрать» – представляет собой сжатое изложение важных профориентационных тем, влияющих на процесс выбора профессии. Зачем выбирать профессию? Как не заблудиться в мире профессий? Ради чего стоит трудиться? Как узнать больше о себе? Формула выбора профессии. Какие образовательные траектории возможны после школы? И др.).

Игровые модули «Профессионально важные качества» и «Карьерная лестница» – набор дидактических материалов для проведения неограниченного количества игровых занятий со средними и старшими классами. Игровые модули погружают в многообразие мира профессий. Помогают разобраться в такой сложной теме, как карьерная лестница. А также учат соотносить профессионально важные качества с личными качествами.

Опросник-навигатор «Всеумел» – помогает сориентироваться в актуальных профессиях рынка труда. Отсортировать и отфильтровать профессии по востребованности, заработной плате, сроку обучения, работе онлайн, интеллектуальной и физической сложности, условиям труда, а также ОВЗ. Прохождение опросника помогает изучить разные критерии и их влияние на выбираемые профессии, а также узнать о подходящих профессиях.

Дополнительные материалы

Текстовые материалы

Видеоматериалы

  • Видеодоклад «Воспитание и самоопределение в проекте «Грани личности» Г.В. Резапкиной» (докладчик – А. Смирнов)
  • Видеовыступление «Цифровые инструменты самоопределения» (докладчик – И. Бартош)
  • Видеовыступление «Онлайн-игры по самоопределению» (докладчик – И. Бартош)

Рекомендуемые вебинары по теме

ВебинарКраткий анонс
«Основы системной профориентации».Вебинар знакомит с методикой системного подхода в профориентации. Этот подход помогает найти ответы на вопросы «Какой я?», «Каковы мои цели и ценности?», благодаря которым проще ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?».
«Системная профориентация. Как составить программу занятий и тематический план с 1 по 11 классы».В этом вебинаре представлены рекомендации по разработке программы занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации.
«Методика «Грани личности» Галины Владимировны Резапкиной».Вебинар, знакомящий с подходом Г.В. Резапкиной к вопросам личностного и профессионального самоопределения. Рассматривается изучение личности по 4 граням: профессиональные интересы и склонности, личностные особенности, особенности мышления и направленность личности. Обосновывается важность определения ценностной ориентации личности.
«Мастер-класс по работе с игровыми материалами и материалами по самоопределению в средней школе».Обзор игры «Профи Плюс», игровых модулей «Карьерная лестница и профессионально важные качества», теста «Профитип», профориентационных притч «Псифора», скетчбука «Я» и мини-игр по самопознанию «Из-Ай».
«Мастер-класс по работе с инструментами профориентации, социальной адаптации и трудоустройства, а также с инструментами психологической поддержки и мотивации для взрослых людей и возрастных соискателей».Обзор фильма-видеоинструкции «Лайфхак по трудоустройству», рабочей тетради «Полезные советы по трудоустройству», опросника-навигатора «Всеумел», видео и аудиопритч «Псифора», упражнений и методик управления эмоциями, страхом и стрессом «Псифора», рабочего блокнота «Чего боятся страхи», фильма «Всеумел. Лайфхак от Петровича», рабочего блокнота «Как найти работу, если вам за 50?».

Дата ближайшего вебинара: 18 июля 2024 г.

Для записи на вебинар перейдите на страницу площадки: my.mts-link.ru

Оставить заявку, если текущая дата неудобна

tg